Второе заседание Интеллектуального клуба Института наследия и современного общества ФГБОУ ВО «РГГУ» «Качественное образование детей будущего», объединяющего экспертов и специалистов разных областей гуманитарного знания, представителей научных институтов России, с привлечением студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава российских университетов и школ.

Цели:
Обсуждение вопросов развития системы образования детей в России.

Темы для обсуждения:
Образование является краеугольным камнем цивилизации – основой ее исторической памяти, культурной целостности и творческого потенциала. 

Как отметил, обращаясь к работникам образования, Президент России Владимир Владимирович Путин, «вы формируете прочную основу не только нашей безопасности, технологической, экономической независимости и самодостаточности, но и духовного, ценностного суверенитета».

 В Год педагога и наставника особую значимость получают стратегические вопросы развития образования и образовательной политики – кто, как и чему должен учить и учиться, что значат сегодня эти слова, и какую личность мы бы хотели воспитать. 

На площадке Союза женщин России состоялось заседание Интеллектуального клуба Института наследия и современного общества РГГУ на тему "Качественное образование детей будущего"

В мероприятии приняли участие учителя, родители, политики, общественные деятели, журналисты и учёные.
Модератор дискуссии, советник Президента РФ, научный руководитель ИНиСО РГГУ Валерий Фадеев озвучил главные вопросы: «Что не так с нашей системой образования? Какие у нее цели? Что мы от нее хотим? Какие задачи ставим?»

О потере ориентиров и о «звенящем котле пошлости», которая льется из телевизоров, со сцен театров и концертных залов, говорил председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков: «Попустительство и безнаказанность, умноженные на беззащитность и беспомощность учителей и родителей, - все это привело нас к потере ориентира, представления о том, что такое правило, что такое хорошо, что такое совесть.

Врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии Андрей Курпатов в ходе дискуссии озвучил важные факты: «50% детей до 10 лет постоянно находятся в онлайне. Как следствие - у ребенка не структурируются базовые нейронные сети, необходимые для нормального развития. Страдает внимание. 20 лет назад взрослый человек мог 2,5 минуты сосредоточенно о чем-то думать. Сейчас – 47 секунд. Люди бросают высшее образование, дети после школы идут в бывшие училища, и только 10% из них идут после этого дальше».

Одной из важных тем обсуждения стала потеря авторитета школы и учителей.
«Образование сделали услугой, что коренным образом изменило не только его содержание, но и сформировало потребительское отношение к школе учителям. Руководителей образовательных учреждений сделали менеджерами, учителей превратили в контролеров, основной задачей которых определили не передачу знаний, воспитания, развития, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое обогащение детей, а оказание содействия в самостоятельном познании мира и самостоятельном получении знаний», - отметила Екатерина Сморода, член СПЧ, уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области, возглавляющая рабочую группу по вопросам образования в Совете по правам человека при Президенте РФ.

Много говорили и о том, как заинтересовать ребенка, увлечь его предметом. Председатель Союза женщин России Екатерина Лахова считает, что для этого учитель должен любить детей и свой предмет, а также использовать элементы театральной педагогики в работе: «Театральные педагоги раньше были во всех школах. А сейчас их нет. Когда мы в Союзе женщин России 4 года назад начали лоббировать этот вопрос, на нас смотрели с удивлением. А сейчас президент дал поручение, чтобы театры были в каждой школе. Это же здорово! Это очень благотворно повлияет на развитие ребенка!»

Доцент кафедры Философии и методологии науки МГУ им. Ломоносова, кандидат философских наук Тарас Вархотов говорил о том, что необходимо разработать стратегические документы, описывающие цели и долгосрочные перспективы стратегии развития среднего образования.

Прошедшую дискуссию Валерий Фадеев назвал «установочной» и предложил в дальнейшем проводить встречи с профессионалами и родителями для детального обсуждения конкретных вопросов: «Что мы будем обсуждать? Как мы будем влиять на общественную среду, на институты власти, в том числе. Вот примерно такое прагматическое завершение сегодняшней работы я предлагаю».

Интервью участников Интеллектуального клуба


Материалы Интеллектуального клуба


Памятка участникам 

Интеллектуального клуба