СЕРИАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ И СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА РГГУ ПО КНИГЕ ВАЛЕРИЯ ФАДЕЕВА

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГУМАНИЗМА

О СЕРИАЛЕ

Мы живём во время обширного и глубокого кризиса всей социальной жизни мира. Мы не чувствуем этот кризис остро, поскольку он растянут во времени. Это как болезнь, которая может погубить человека быстро, а может подтачивать его здоровье много лет.
Станут ли грядущие перемены потрясением для мира? Насколько они будут травматичны для людей? Или удастся перейти в новое более или менее равновесное состояние без трагических потерь?
Чей это кризис? Каковы его признаки? Какого рода этот кризис, каков его масштаб и глубина? Сегодня мир на переломе. Нужны интеллектуальные преимущества, разум и дух, которые позволят создать новый большой проект. Тот, кто его создаст, станет лидером, а народ этой страны обретёт смысл и счастье.

О КНИГЕ

Книга "Преображение гуманизма" написана в 2021 году. В феврале 2022 года началась специальная военная операция на Украине. Логика отношений России и Запада дошла до крайней степени противостояния на украинском театре военных действий. Многим трудно смирится с таким ходом событий. Противоборство нашего государства с Западом - нередкое явление последних веков, но трагизм нынешнего оборота истории заключается в том, что военным противником России стала Украина, чей народ мало чем отличается от народа русского. Речь идет в основном о правах и свободах человека. Важно понять как будет меняться концепция прав человека, какие будут ставиться новые акценты в быстро меняющейся мировой обстановке, а также как система прав и свобод может повлиять на жизнь человечества в лучшую сторону, как трансформировать и усилить эту систему, чтобы она оставалась действенной в этом бурно преображающемся мире.

Скачать: PDF, ePub

ОБ АВТОРЕ

ВАЛЕРИЙ ФАДЕЕВ

Советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, научный руководитель Института наследия и современного общества Российского государственного гуманитарного университета.

Российский журналист, телеведущий и общественный деятель. В журналистском сообществе известен как главный редактор журнала «Эксперт» и ведущий программ «Первого канала», в том числе итогового воскресного выпуска программы «Время».

Серия 1. День гнева

Мы живем во времена обширного и глубокого мирового социального кризиса. Мы не чувствуем этот кризис остро, поскольку он растянут во времени.

Чей это кризис? Какого рода этот кризис и каков его масштаб и глубина?

Мы наблюдаем ослабление социального государства в ведущих западных державах. Неравенство стран, неравенство социальных групп внутри стран достигло критического уровня. Стирается разница между положительными и отрицательными ценностями. Добро и зло становятся относительными. Общество дробится на мелкие, изолированные, агрессивные группы. Все больше работников отчуждается от результатов своего труда. Распад семьи, теперь однополые браки - норма. Деградация культуры. Разрыв между культурой для избранных и культурой для массы. Экологический кризис. Цифровизация, искусственный интеллект. Генетики обещают выводить новые типы людей.

Станет ли этот кризис трагическим для человечества и для каждого человека, или удастся преодолеть его без тяжелых последствий?

Серия 2. Русский пророк Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин - один из величайших социологов мира, и его главный труд – книга "Социальная и культурная динамика", которая есть ключ к пониманию того, что происходит сейчас с миром, и ключ к пониманию того, как выйти из этого драматичного кризиса. Этот поразительный по масштабу анализ позволил Питириму Сорокину выделить три типа культуры, три типа состояния общества, три типа социокультурных систем - система чувственная, система идеациональная, сверхчувственная, и система интегральная. Сорокин считал предпочтительным третий тип культуры - интегральный, когда в равной степени присутствуют элементы и культуры чувственной, и культуры сверхчувственной. Это значит, что человек не пренебрегает материальным, но не ударяется в гедонизм. В то же время он знает о сверхчувственном, о нематериальном, но при этом не становится аскетичным фанатиком.

Теория Питирима Сорокина весьма адекватно описывает тот кризис, в котором сейчас находится Запад, а вместе с ним, поскольку Запад доминирует в мире, фактически вся планета. Суть кризиса заключается в том, что чувственная социокультурная система, которая доминировала на Западе на протяжении пяти или даже шести веков, полностью себя исчерпала. И впереди переход к новой социокультурной системе. Какой? Сверхчувственной, интегральной? — это вопрос, который следует обсудить.

3 серия. Цикл завершен: человека больше нет

Грандиозный исторический многовековой цикл западной социокультурной системы пройден от начала и уже почти до конца. Этот цикл можно проиллюстрировать четырьмя изображениями, четырьмя произведениями искусства. Европейская культура от витрувианского человека Леонардо до Мерилин Монро Энди Уорхола полностью завершила свой грандиозный цикл. Осталась этикетка. Живого человека здесь больше нет. А если нет человека, то какой уж тут гуманизм?

Размывание моральных ценностей, потеря сознания, что есть добро и что зло; дробление общества на мелкие группы, не имеющих общей ценностной платформы; невозможность в этих условиях проводить цельную государственную политику, которую разделяло бы большинство; распад семьи, как союза мужчины и женщины; распад договорного права; распространение политических тираний; игнорирование прав человека – все это предсказал великий социолог Питирим Сорокин 70 лет назад.

4 серия. Футурологи и Достоевский

Многовековой цикл европейской западной социокультурной системы подошел к концу. Завершение цикла сопровождается глубоким кризисом. Что дальше?

Теперь TikTok и прочий мусор стал важнейшей тенденцией, тем, что определяет современную жизнь. В последние годы огромное распространение получило дистанционное образование. Теперь говорят, что только избранные будут получать полноценное образование, общаясь с профессорами, общаясь с другими студентами. Считается, что неизбежно расслоение людей на высшую и низшую касты. Идея контроля, по существу, рационально немотивированная, начинает доминировать в умах бюрократии. Это очень опасная тенденция. Социум в сетях дробится на множество мелких групп, эти группы замыкаются на себя, практически не взаимодействуют друг с другом. Мир им кажется гораздо проще, чем он есть на самом деле. Один из модных образов будущего продвигает трансгуманизм. Его адепты полагают, что есть много технических возможностей, которые позволят усовершенствовать человека, начиная от искусственных органов, заканчивая слиянием мозга с суперкомпьютером, вплоть до достижения бессмертия. К обязательным чертам будущего принято относить безусловный базовый доход.

То, что нам пытаются навязать, разве это не тирания?

5 серия. Либерализм против демократии

Тезис о том, что демократия является необходимым условием процветания народов, стал почти догмой. Но проблема в том, что на Западе развернулся жесткий кризис, и достижения Запада теряются прямо на глазах. И есть много примеров успешного развития совсем не в русле западной системы.

Выдающийся современный интеллектуал, социолог Крейг Калхун говорит о трех идеях, которые влияют на западных политиков и публику, и, кроме того, эти идеи экспортируются западом во все другие страны мира, в том числе в Россию, и которые, конечно, у нас хорошо известны. Крейг Калхун называл эту ситуацию игрой в наперсток. Это три теории и западные политические силы ставят перед вами на столе эти три наперстка. Мы с вами испытали это на своей шкуре. Использованная нашими российскими реформаторами теория просто ложная. Именно поэтому последствия использования этой теории столь трагичны. В том числе в области прав человека. Что стало в России с правом на жизнь? Что стало с правом на труд? Что стало с правом на пенсии? Это мало чем отличалось от советской ситуации, отраженной в старинном анекдоте. «Я имею право? Да, имеете. Значит, я могу? Нет, не можете».

6 серия. Вудро Вильсон vs Иван Грозный

Решения, которые принимают политики и от которых зависит жизнь миллионов, сотен миллионов людей, они рациональны или нет?

Для всех привычно наблюдать вмешательство США в дела других стран, вплоть до военных интервенций. В 20 веке таких вмешательств было более 50. Недавние примеры - Ирак и Ливия.

США хотели разрушить социальные и политические системы Ирака и Ливии? С одной стороны, американцы решают практические задачи текущей политики. Но, с другой стороны, их внешняя политика имеет очень прочные, очень серьезные, далеко идущие моральные основания. На этих основаниях построена внешнеполитическая идеология США. И стержень этих моральных оснований - американская исключительность, концепция которой стала складываться еще в 19 веке. Американцы полагали, что они построили лучшее за всю историю человечества общество, лучшую политическую систему, и имеют моральное право указывать всем остальным, как им жить. Сейчас же оружие свободы является главным инструментом продвижения американских идей, американского образа жизни, продвижения свободы. И любая держава, которая будет не согласна с позицией Соединенных Штатов, должна быть уничтожена. Она называется деспотической. А какая держава будет названа деспотической, определяют сами Соединенные Штаты.

7 серия. Цели и ценности

Что такое рациональность, рациональные действия? Это важно для понимания того, как искать выход из того кризиса, в котором оказалась западная цивилизация, а вместе с ней и весь мир.

Макс Вебер выделял два типа рационального действия. Это целерациональные действия и ценностно-рациональные действия. Зачем эти рассуждения о целерациональности и ценностной рациональности? Какое отношение эти рассуждения имеют к проблеме векового кризиса, который мы здесь обсуждаем?

Мы наблюдаем процесс распада мировоззрения человека возрождения и просвещения. Мы наблюдаем упадок той энергии, которая двигала западный мир на протяжении последних столетий. На место этого распадающегося мировоззрения должно встать новое мировоззрение, безусловно, гуманистическое. Распаду нужно противопоставить целостность и деятельность. Человечеству придется искать выход, иначе жадность и эгоизм нас погубят.

8 серия. Савонарола и Галилей

Это история о монахе-доминиканце Савонароле, главе инквизиции кардинале Беллармино и великом ученом Галилео Галилее.

Савонарола был фактически правителем Флоренции на протяжении нескольких лет в конце 15 века. Этот монах страстно обличал человеческие пороки, отход людей от жизни по христианским заповедям. Он считал, что Ватикан слишком сильно потакает искусствам и забывает о Господе, которого он должен прославлять в своих церквах.

Но католическая церковь смогла взять искусство в свой приход. Мы все знаем грандиозное великолепие дворцов Ватикана, правда теперь это великолепие было уже не во славу Божию, а во

славу Римского престола. Самым ярким примером борьбы «мракобесной» католической церкви с наукой стала травля великого учёного Галилео Галилея. «И всё-таки она вертится», - эту фразу знают все, она стала символом научного свободомыслия.

Синтеза науки и церкви в 17 веке не получилась. Сейчас эта задача такого синтеза, профанного и сакрального, становится актуальной.

9 серия. Нужен новый канон образования

Чтобы преодолеть глобальный социокультурный кризис, нужно некое новое миропонимание. Путь к этому новому миропониманию лежит через интеграцию ценностей античности, возрождения и нового времени.

Выдающийся современный социолог Иммануил Валлерстайн в последние десятилетия говорил и писал - необходимо совершить радикальный сдвиг в сторону ценностной рациональности. Пока это сделать не удалось, но задача эта становится все более горячей.

Ответить на грандиозные вызовы, стоящие перед человечеством, перед Россией, могут только широко образованные, только хорошо подготовленные к этому люди, хорошо подготовленное к этому общество. Человек должен разбираться, ориентироваться в этом сложном мире, он должен уметь отличать добро от зла, он хотя бы примерно должен представлять себе те ценности, которые выработало человечество за тысячелетия - науку, искусство, литературу, музыку и ценности религиозные.

10 серия. Смысл и счастье

Изменение климата - теперь тема номер один мировой повестки.

Если согласиться с гипотезой, что именно антропогенный фактор виновен в повышении температуры на Земле, то возникает вопрос, а кто, собственно, виноват в безудержном росте выбросов? Готовы ли мы потреблять меньше для того, чтобы снизить выбросы?

Возникает множество вопросов. Как отвлечь потребителей от потребительского ража? Если производители автомобилей будут производить в разы автомобилей меньше, где же будет их прибыль? Как снизить потребление и не потерять при этом качество жизни? Можно ли это сделать, не ограничивая права людей? Как для этого трансформировать хозяйственную систему, чтобы не потерять предпринимательские стимулы? Что будет с занятостью в тех отраслях, что перешли на такой экономический режим? Если занятость сократится, что предложить освободившимся работникам?

Пока ясно только одно. Порочный потребительский круг должен быть разрушен.